Его остроумные высказывания моментально становятся афоризмами и вдохновляют начинающих дизайнеров. Его авторитет непререкаем. Филипп Старк – самый известный француз в мире современного промышленного дизайна и архитектуры.
Он живет в уединении на собственном острове, творит для ведущих брендов мира и периодически совершает творческие революции. За его плечами огромный опыт работы практически во всех отраслях дизайна и архитектуры. И за что бы Старк ни брался – все получается стильно, функционально и с легкой иронией.
Самолеты и живопись
Маленький Филипп, родившийся в Париже в 1949 году, с детства был погружен в атмосферу конструирования и искусства: его отец работал авиаконструктором, а мать была художницей. Это оказало сильное влияние на дальнейшее формирование творческого пути Старка.
Неоднократно наблюдая за работой отца, он осваивал чертежные инструменты и учился из старых вещей создавать новые. Филипп подолгу разбирал велосипеды, мотоциклы на составные части, чтобы понять, как они устроены и как функционируют. Позже из полученных деталей юноша мастерил новые, необычные предметы.
После окончания парижской школы Камондо по специальности «Дизайн интерьеров» в 1968 году Филипп организует свое первую дизайнерскую фирму, которая специализируется на проектировании и производстве надувных объектов и предметов мебели.
Старк был вдохновлен смелым и эпатажным творчеством вьетнамского новатора 60-х годов Квазара Кхана. И в 1969 году Филипп спроектировал надувной дом, подобный комнате Кхана. На выставке Le Salon de l’Enfance творение дизайна имело большой успех. После чего о Старке заговорили, как о молодом и перспективном новаторе. Позднее в 2015-м дизайнер применит оригинальную надувную концепцию при проектировке монреальского фитнес-центра Le nuage.
От Кардена до Картелля
В начале 70-х количество заказов у студии Старка возросло. Одним из знаковых клиентов дизайнера стал легендарный кутюрье Пьер Карден. Филипп пять лет сотрудничал с ним в качестве дизайнера-оформителя, спроектировав несколько интерьеров для домов Кардена и более 60 моделей фирменной мебели.
В 1975 году Старк решил стать независимым дизайнером и буквально сразу отличился двумя успешными проектами: интерьерами бара La Main Bleue в Монтрее (1976) и легендарного парижского ночного клуба Les Bains (1978) в Далласе. Огромное вдохновение для творчества Филипп получил после двухлетнего путешествия по миру.
Вернувшись на родину в 1977 году, он открывает дизайнерскую фирму «Stark Products», проектируя от бытовых мелочей, посуды до масштабных интерьеров и градостроительных ансамблей. В конце 70-х имя Старка стало известно многим. Он стал сотрудничать с именитыми дизайнерскими брендами: Kartell, Driade, Vitra, Drimmer, Alessi, Disform и др.
Пространства для общества
Высокое признание Старк заслужил в 1983 году, когда для оформления частной резиденции в Елисейском дворце его приглашают президент Франсуа Миттеран и министр культуры Джек Ланг. Это была огромная поддержка и отличная реклама бренда Старка. После успешно выполненной работы Филипп был востребован как никогда. Однако, по его признанию, он старается не браться за оформление частных, жилых интерьеров, считая дизайнерское оформление вредным: «пространство для жилья человек должен строить самостоятельно, руководствуясь только своими желаниями, а не навязанной модой».
Старка больше волнуют общественные пространства: музеи, кафе, рестораны, отели, магазины… Их дизайнер сравнивает с машинами, «обеспечивающими людям новые ощущения». В публичные места, по мнению Старка, человек заходит не только погреться, поесть или выпить, но и получить эмоциональное удовольствие, почувствовать себя лучше и увереннее. После президентского дворца Филипп принялся за проектирование парижского кафе Costes, сделав акцент на функциональность и элегантность.
Эклектика, сюрреализм и демократия
Творчество Старка отличается эклектичной изобретательностью, страстью к демократическим концепциям, уважением к истории и экологии. Филипп признается, что постоянно находится под влиянием текущей моды, включая игрушки и новые гаджеты. Но не менее важную роль для его вдохновения играют впечатления от многочисленных путешествий.
Природные, обтекаемые и антропоморфные формы – ключевые доминанты творческого мышления Старка. Он не сторонник интенсивного декора и гламура. Его работы просты и минималистичны, но при этом обладают невероятной смысловой глубиной и философией: «все, что я делаю – символично, и у всего есть значение».
Филипп большой поклонник Сальвадора Дали и всегда вкладывает в свои творения яркую ноту сюрреализма и иронии. Игры с материалами и формой заметно преобладают над цветовой палитрой. Один из фаворитов дизайнера – желтый цвет. Старк убежден, этот солнечный оттенок способен творить чудеса, наполняя пространство частичками счастья.
Гуру предметного дизайна
Начиная с 1984 года Старк активно занимается предметным дизайном и посвящает ему большую часть времени, проектируя аксессуары для дома, посуду, мебель, ванны, предметы декора и пр. Многие его работы выставлены в музеях искусства и дизайна США, Англии и Франции. Среди самых известных творений дизайнера – первый в мире прозрачный стул из поликарбоната Louis Ghost для Kartell (2000). Он стал самым продаваемым дизайнерским стулом в мире.
Не менее популярны его пластиковые диваны и кресла Bubble Club для Kartell, футуристическая спортивная обувь для компании Puma, стильная соковыжималка Juicy Salif для Alessi, минималистские часы Starck Watches для Fossil, пластиковые стулья Soft Egg для Driade, велосипед-самокат для Pibal, яркие наушники Parrot zik 2.0 и др.
Филипп стал первым дизайнером компьютерной оптической мыши для Microsoft. Она имеет стильную обтекаемую форму, гладкую серебристую поверхность с подцветкой. Еще одним хитом Старка стала серия светильников Flos Guns с подставкой в виде золотого автомата или пистолета. Критики сразу отметили политический характер этой работы.
Экологический подтекст
Несмотря на то, что основной профиль Старка – промышленный дизайн, он не менее успешно справляется и с архитектурными проектами. В начале 1980-х годов он удивил публику необычными, антропоморфными зданиями в Японии: деловой центр Нани-Нани в Токио (1989), фабрика Asahi Beer с эффектной конструкцией в виде пламени над кружкой пива (1989), футуристический ансамбль офисов в Осаке (1992). Дизайнер убежден, что архитектура не должна дестабилизировать природную среду: «Важно уважать законы гуманизма и этики, сохраняя топографический контекст».
Помимо Японии причудливые здания, спроектированные Старком, украшают многие города мира (башня в аэропорту Бордо (1997), Высшая государственная школа декоративных искусств в Париже (1998), бутики Жан-Поль Готье в Лондоне и Нью-Йорке, отель Faena в Рио-де-Жанейро (2007), аэропорт и шаттл для космического туризма в Нью-Мехико, США (2011), культурный центр Alhondiga в Бильбао (2012) и др.).
Все проекты Старка отвечают самым строгим требованиям экодизайна. В своей работе он пропагандирует инновационный подход к окружающей среде, уважение к экологии, деликатное использование природных ресурсов. Он верит в силу «бионизма» — собственный термин дизайнера, означающий вдохновение, полученное от живой материи для создания лучших технологических объектов для людей.
В 2012 году Стив Джобс доверил Филиппу оформить огромную яхту «Венеру» ценою в 100 млн $, но из-за трагических обстоятельств не смог увидеть завершения работы. Один из последних масштабных проектов Старка – люксовый отель в Меце (Франция). Дизайнер отвечает как за архитектурную часть, так и за внутреннюю отделку помещений. Открытие отеля намечено на 2018 год.
«Профессиональный выдумщик»
Называя себя так, Старк утверждает, что неизлечимо «болен креативом». На сегодняшний день его авторству принадлежат более 10 000 завершенных проектов в области дизайна и архитектуры. Старк невероятно популярен и востребован во всем мире. Его регулярно приглашают на лекции, конференции и встречи с начинающими дизайнерами, которым он советует не гнаться за гонорарами и красотой: «дизайн без пользы теряет смысл».
Любое творение человека Старк оценивает по трем параметрам: элегантность, честность и юмор. Создавая проекты сегодня, он прежде всего думает о пользе для общества, стараясь предугадать результаты прогресса, природные изменения и потребности людей. Он глубоко убежден, что дизайн будущего должен быть созидающим, гуманистичным и демократичным.
С 2008 года Филипп занимает пост арт-директора председательства Франции в Евросоюзе. Помимо многочисленных премий и побед в международных дизайнерских конкурсах Старк обладает двумя почетными званиями от правительства Франции: кавалер ордена искусства и литературы (1998) и кавалер ордена Почетного легиона (2000). Главные музы и вдохновительницы дизайнера – его жена Жасмин и дочь Ара.